Общие положения.
1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационном уобеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству.
1.4. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:
Лицензирования;
Аккредитации;
Государственной (итоговой) аттестации выпускников;
Системы внутришкольного контроля;
Мониторинга качества образования.
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
Образовательная статистика;
Промежуточная и итоговая аттестация;
Мониторинговые исследования;
Социологические опросы;
Отчеты работников школы;
Посещение уроков и внеклассных мероприятий
.
2. Основные цели, задачи и принципы
внутренней системы оценки качества образования.
2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:
Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.
2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования:
Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования;
Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
Прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:
Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;
Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;
Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
3. Организационная и функциональная структура ВСОКО.
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический консилиум, творческие группы и т.д.).
3.2. Администрация школы:
Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение;
Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и т.д.);
Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Методический совет и методические объединения учителей-предметников:
Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет:
Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;
Принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;
Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе;
Участие в оценке качества и результативности труда работников школы;
Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;
Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.
4. Содержание ВСОКО
Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:
1. Качество образовательных результатов:
предметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики, в том числе ГИА обучающихся 9,11х классов);
метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики);
личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
здоровье обучающихся (динамика);
достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;
профессиональное самоопределение обучающихся.
2. Качество реализации образовательного процесса:
основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФКГОС);
рабочие программы по предметам УП
программы внеурочной деятельности
реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФКГОС);
качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);
удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе;
адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.
3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
материально-техническое обеспечение;
информационно-развивающая среда;
санитарно-гигиенические и эстетические условия;
медицинское сопровождении;
организация питания;
психологический климат в образовательном учреждении;
использование социальной сферы микрорайона и города;
кадровое обеспечение;
общественно-государственное управление (Совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление);
документооборот и нормативно-правовое обеспечение.
5. Объекты оценки качества образования.
№ п/п |
Объект оценки |
Показатели |
Методы оценки |
Ответственный |
Сроки |
I. Качество образовательных результатов |
|||||
1 |
Предметные результаты |
доля неуспевающих; доля обучающихся на «4» и «5»; средний процент выполнения заданий административных контрольных работ; доля обучающихся 9, 11х классов, преодолевших минимальный порог при сдаче государственной аттестации по предметам русский язык и математика; доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат; средний балла по предметам русский язык и математика по результатам государственной аттестации; доля обучающихся 9,11х классов, получивших аттестат особого образца; доля обучающихся, выполнивших 2/3 предложенных заданий при проведении текущего и итогового контроля в переводных классах. |
Промежуточный и итоговый контроль; мониторинг; анализ результатов итоговой аттестации |
Завуч |
по итогам триметра; учебного года в соответствии с планом ВШК мониторинга |
2 |
Метапредметные результаты |
Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов |
Промежуточный и итоговый контроль Анализ урочной и внеурочной деятельности |
Классный руководитель, завуч |
в соответствии с планом ВШК мониторинга |
3 |
Личностные результаты |
Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов |
Мониторинговое исследование Анализ урочной и внеурочной деятельности |
Классный руководитель, завуч |
в соответствии с планом ВШК мониторинга |
4 |
Здоровье обучающихся |
Уровень физической подготовленности обучающихся доля обучающихся по группам здоровья Доля обучающихся, которые занимаются спортом. Процент пропусков уроков по болезни. |
Мониторинговое исследование Наблюдение |
Классный руководитель |
1 раз в полугодие
1 раз в месяц |
5 |
Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах |
Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, город, область и т.д. Доля победителей (призеров) на уровне: школа, город, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, город, область и т.д. Доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, город, область и т.д. |
Наблюдение |
Классный руководитель завуч |
в соответствии с планом ВШК мониторинга |
6 |
Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов |
Доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов |
анкетирование |
Классный руководитель
|
Конец учебного года |
7 |
Профессиональное самоопределение |
Доля обучающихся 9го класса, сформировавших профплан Доля выпускников 9,11го класса поступивших в УПО на бюджетную форму обучения |
|
|
|
II. Качество реализации образовательного процесса |
|||||
8 |
Основные образовательные программы |
Соответствие образовательной программы ФГОС: соответствует структуре ООП содержит планируемые результаты, систему оценки, программу формирования УУД, программы отдельных предметов, воспитательные программы, учебный план урочной и внеурочной деятельности. Отражает в полном объеме идеологию ФГОС. |
Экспертиза |
Директор Завуч |
два раза в год, в соответствии с планом ВШК |
9 |
Рабочие программы по предметам |
Соответствие ФГОС Соответствие ООП Соответствие учебному плану школы |
экспертиза |
Директор Завуч |
два раза в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга |
10 |
Программы внеурочной деятельности |
Соответствие ФГОС Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся. Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности |
Экспертиза Анкетирование
Мониторинг |
директор Завуч
|
два раза в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга |
11 |
Реализация учебных планов и рабочих программ |
Соответствие учебных планов и рабочих программ ФГОС Процент выполнения |
Экспертиза
итоговый контроль |
Директор Завуч |
один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга |
12 |
Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися |
Соответствие уроков требованиям ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д. |
Экспертиза, наблюдение |
Директор Завуч |
В течение года |
13 |
Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); |
Соответствие уроков требованиям ФГОС реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д. |
Анкетирование наблюдение |
Директор Завуч |
В течение года |
14 |
Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в школе |
Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждогокласса, положительно высказавшихся покаждому предмету и отдельно о различных видах условий жизнедеятельности школы |
Анкетирование |
Завуч |
1 раз в год |
15 |
Организация занятости обучающихся |
Доля обучающихся, посещающих кружки, секции и т.д. во внеурочное время Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, организованных во время каникул |
Экспертиза |
Завуч |
В соответствии с планом ВШК и мониторинга |
III. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс |
|||||
16 |
Материально-техническое обеспечение |
Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС |
Экспертиза
|
Директор Завуч |
2 раза в год |
17 |
Информационно-развивающая среда |
Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС Обеспеченность обучающихся учебной литературой Соответствие школьного сайта требованиям |
Экспертиза
|
Директор Завуч |
2 раза в год |
18 |
Санитарно-гигиенические и эстетические условия |
Выполнение требований СанПин при организации УВП Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе Результаты проверки Роспотребнадзора |
контроль Анкетирование
|
Завуч |
В соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
19 |
Организация питания |
Охват горячим питанием
Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся об организации горячего питания |
Мониторинг анкетирование, опрос |
Завуч |
1 раз в триместр 1 раз в год |
20 |
Психологический климат в образовательном учреждении |
Доля обучающихся, эмоциональное состояние которых, соответствует норме. Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате (данные собираются по классам) |
Анкетирование |
Психологи |
в течение года |
21 |
Использование социальной сферы микрорайона и города |
Доля учащихся, посетивших учреждения культуры, искусства и т.д. Доля обучающихся, занятых в УДО Доля мероприятий, проведенных с привлечением социальных партнеров, жителей микрорайона и т.д. |
Мониторинг
анализ |
Завуч |
Конец учебного года |
22 |
Кадровое обеспечение |
Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана; Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию; Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации; Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях; Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы |
Экспертиза |
Завуч |
Конец учеб. года |
23 |
Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования. |
Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении. Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Совета ОУ
|
Экспертиза |
Завуч |
Конец учебного года |
24 |
Документооборот и нормативно-правовое обеспечение |
Соответствие школьной документации установленным требованиям Соответствие требованиям к документообороту. Полнота нормативно-правового обеспечения |
Экспертиза |
директор |
В течение года |