Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 22.11.2024

ПОЛОЖЕНИЕ

 О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

ГБОУ НПО ПЛ  № 72


 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


 

1. Деятельность психологической службы  ПЛ № 72  ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути  их  устранения»   Опираясь  на  профессиональные  знания  о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений учащихся со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая    служба    способствует    повышению    эффективности учебно-воспитательной работы училища, формированию социально активной, идейно убежденной   личности.

2. Педагог - психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами администрации училища, учителей, родителей, самих учащихся.

3. В решении всех проблем психолог исходит, прежде всего, из интересов обучающегося, задачи его    всестороннего и гармоничного развития.

4. Психолог  осуществляет  свою  деятельность  в  тесном  контакте с педагогическим коллективом и администрацией лицея. Для эффективной работы службы существенным является знакомство педагога с   психологической   проблематикой, что позволяет ему в каждом случае правильно поставить  перед  психологом   задачу. От   психолога, в свою очередь,   требуется   хорошая  осведомленность  в  вопросах педагогики и дидактики,  теории  воспитания. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к учащемуся, тесное сотрудничество их на всех стадиях  работы и с отдельными школьниками, и с детским коллективом в целом   следует      рассматривать как необходимое условие обеспечения работы  службы.

5. Деятельность психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителями подчинена этой основной задаче.

6.Деятельность психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей      личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия психолога в коррекции выявленных отклонений.


 

РАЗДЕЛ П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


 

     В соответствии с основными целями психологической службы ПЛ № 72 содержание ее работы определяется:

1. Важностью  психолого-педагогического  изучения   учащихся для обеспечения  индивидуального  подхода  на    протяжении   всего периода  обучения.

2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом этапе, успешной адаптации    к требованиям обучения при поступлении на 1 курс и переходе на каждый последующий курс).

3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

4. Научно-практическими задачами психологической службы ПЛ № 72.

 

Работа педагога- психолога проводится по следующим направлениям:


 

I. Психопрофилактическая работа.

Данное направление определяется ориентацией психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся.

В процессе психопрофилактической работы педагог-психолог осуществляет следующие мероприятия:

1. По запросам учителей и администрации училища изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности учащихся, их интересы и склонности.

2. Участвует в приеме на 1  курс, диагностируя психологическую готовность к обучению в училище, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с учащимся для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы для лучшей их адаптации к училищу.


 

П. Диагностическая работа


 

Это направление определяется ориентацией психологической службы на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся.

Педагог-психолог может осуществлять диагностику психологической готовности учащихся к поступлению в училище, психологических причин неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); недисциплинированности учащихся; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками, межличностных отношений в классе; нарушений отношений учащегося и педагога, класса и педагога.

Диагностическая работа проводится специальными психодиагностическими методами.


 

III. Коррекционная работа


 

Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Коррекция может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.

Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет педагог-психолог. Педагогическую составляют психолог и учитель, а выполняют педагог и родители с помощью психолога.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения.


 

IV. Консультативная работа


 

При осуществлении консультативной работы психолог решает следующие задачи:

1. Консультирует администрацию училища, учителей, родителей, мастеров п\о по психологическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

2. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.

3. Консультирует группы учащихся и классы в целом по проблемам самовоспитания, культуры умственного труда и т. п.

4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях.


 

V. Ответственность педагога-психолога


 

Педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с учащимися, обоснованность даваемых рекомендаций.

Педагог-психолог несет ответственность за конфиденциальность полученной информации.


 

VI. Обязанности и права психолога


 

В своей деятельности педагог-психолог обязан:

1.            Руководствоваться Уставом  лиц6ея, настоящим Положением и нормативными документами Министерства образования РФ.

2.            Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.

3.            В решении всех вопросов исходить из интересов учащихся и целей общественного воспитания.

4.            Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.

Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом училища.

Информировать педагогический совет и администрацию училища о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4 данного раздела Положения о школьной психологической службе.

Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу  училища  в  решении  основных  проблем,  связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся и преодолением отклонений в обучении и воспитании учащегося.

Оказывать помощь родителям учащихся в решении проблем воспитания.

Оказывать помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем.

При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться в медицинские, дефектологические и другие учреждения.

11.          Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме.

12. Иметь в лицее психологический кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями, разработанными в научно-методических центрах службы.


 

Педагог-психолог имеет право:


 

1. Принимать участие в педсоветах, педагогических консилиумах, в заседаниях методических объединений учителей и высказывать свое мнение об учащихся.

2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, для проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

3. Знакомиться с документацией  лицея.

4. Проводить в лицее групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты по заданию научно-исследовательских центров.

5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в газетах и пр.

6. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.

7. Иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 240 ч в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

8. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

9. Участвовать в работе медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.

10. Обращаться в научно-методические центры по вопросам научного обеспечения службы.

11. Участвовать под руководством научно-методических центров в разработке новых диагностических методов, написании методических рекомендаций; осуществлении научно-исследовательской работы.


 

VII. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ


 

1.            Специалисты для психологической службы училища готовятся на психологических факультетах и отделениях университетов  и педагогических вузов.

2.            Специалисты получают квалификацию  «школьный  психолог»,  практический психолог,  подтверждаемую  дипломом    соответствующего высшего учебного заведения.

3.Курсы переподготовки для   педагогов-психологов проводятся раз в 5 лет  Окончившие курсы переподготовки получают свидетельство о присвоении соответствующей квалификации.

4. Работники психологической службы проходят переподготовку и переаттестацию в порядке, предусмотренном для работников образования.