ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
ГБОУ НПО ПЛ № 72
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Деятельность психологической службы ПЛ № 72 ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения» Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений учащихся со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы училища, формированию социально активной, идейно убежденной личности.
2. Педагог - психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами администрации училища, учителей, родителей, самих учащихся.
3. В решении всех проблем психолог исходит, прежде всего, из интересов обучающегося, задачи его всестороннего и гармоничного развития.
4. Психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией лицея. Для эффективной работы службы существенным является знакомство педагога с психологической проблематикой, что позволяет ему в каждом случае правильно поставить перед психологом задачу. От психолога, в свою очередь, требуется хорошая осведомленность в вопросах педагогики и дидактики, теории воспитания. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к учащемуся, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными школьниками, и с детским коллективом в целом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы службы.
5. Деятельность психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителями подчинена этой основной задаче.
6.Деятельность психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия психолога в коррекции выявленных отклонений.
РАЗДЕЛ П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В соответствии с основными целями психологической службы ПЛ № 72 содержание ее работы определяется:
1. Важностью психолого-педагогического изучения учащихся для обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения.
2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом этапе, успешной адаптации к требованиям обучения при поступлении на 1 курс и переходе на каждый последующий курс).
3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
4. Научно-практическими задачами психологической службы ПЛ № 72.
Работа педагога- психолога проводится по следующим направлениям:
I. Психопрофилактическая работа.
Данное направление определяется ориентацией психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся.
В процессе психопрофилактической работы педагог-психолог осуществляет следующие мероприятия:
1. По запросам учителей и администрации училища изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности учащихся, их интересы и склонности.
2. Участвует в приеме на 1 курс, диагностируя психологическую готовность к обучению в училище, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с учащимся для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы для лучшей их адаптации к училищу.
П. Диагностическая работа
Это направление определяется ориентацией психологической службы на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся.
Педагог-психолог может осуществлять диагностику психологической готовности учащихся к поступлению в училище, психологических причин неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); недисциплинированности учащихся; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками, межличностных отношений в классе; нарушений отношений учащегося и педагога, класса и педагога.
Диагностическая работа проводится специальными психодиагностическими методами.
III. Коррекционная работа
Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Коррекция может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.
Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет педагог-психолог. Педагогическую составляют психолог и учитель, а выполняют педагог и родители с помощью психолога.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения.
IV. Консультативная работа
При осуществлении консультативной работы психолог решает следующие задачи:
1. Консультирует администрацию училища, учителей, родителей, мастеров п\о по психологическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
2. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
3. Консультирует группы учащихся и классы в целом по проблемам самовоспитания, культуры умственного труда и т. п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях.
V. Ответственность педагога-психолога
Педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с учащимися, обоснованность даваемых рекомендаций.
Педагог-психолог несет ответственность за конфиденциальность полученной информации.
VI. Обязанности и права психолога
В своей деятельности педагог-психолог обязан:
1. Руководствоваться Уставом лиц6ея, настоящим Положением и нормативными документами Министерства образования РФ.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
3. В решении всех вопросов исходить из интересов учащихся и целей общественного воспитания.
4. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом училища.
Информировать педагогический совет и администрацию училища о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4 данного раздела Положения о школьной психологической службе.
Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу училища в решении основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся и преодолением отклонений в обучении и воспитании учащегося.
Оказывать помощь родителям учащихся в решении проблем воспитания.
Оказывать помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем.
При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться в медицинские, дефектологические и другие учреждения.
11. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме.
12. Иметь в лицее психологический кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями, разработанными в научно-методических центрах службы.
Педагог-психолог имеет право:
1. Принимать участие в педсоветах, педагогических консилиумах, в заседаниях методических объединений учителей и высказывать свое мнение об учащихся.
2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, для проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
3. Знакомиться с документацией лицея.
4. Проводить в лицее групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты по заданию научно-исследовательских центров.
5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в газетах и пр.
6. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.
7. Иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 240 ч в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
8. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.
9. Участвовать в работе медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
10. Обращаться в научно-методические центры по вопросам научного обеспечения службы.
11. Участвовать под руководством научно-методических центров в разработке новых диагностических методов, написании методических рекомендаций; осуществлении научно-исследовательской работы.
VII. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
1. Специалисты для психологической службы училища готовятся на психологических факультетах и отделениях университетов и педагогических вузов.
2. Специалисты получают квалификацию «школьный психолог», практический психолог, подтверждаемую дипломом соответствующего высшего учебного заведения.
3.Курсы переподготовки для педагогов-психологов проводятся раз в 5 лет Окончившие курсы переподготовки получают свидетельство о присвоении соответствующей квалификации.
4. Работники психологической службы проходят переподготовку и переаттестацию в порядке, предусмотренном для работников образования.