Положение
о механизме оценивания обучающимися содержания,
организации и качества образовательного процесса
в ГБОУ НПО ПЛ № 72
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о механизме оценивания обучающимися содержания,
организации и качества образовательного процесса в ГБОУ НПО ПЛ № 72 разработано в соответствии:
- с Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- с п. 7.2 ФГОС о предоставлении возможности оценивания обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса
1.2 Положение определяет формы и порядок организации оценивания обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса
2. Организация оценивания обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса
Целью предоставления обучающимся возможности оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса является осуществление контроля за совокупностью существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя в лице обучающихся. В метафорическом смысле «продукцией» лицея являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам.
2.1. Внутренний мониторинг качества образовательного процесса.
«Внутренний мониторинг качества»- это регулярное, 1-2 раза в учебный год
проведение анкетирования среди обучающихся, а также преподавателей. Анкеты содержат десятки вопросов, касающихся всех сторон жизни учебного заведения
( качества преподавания каждого учебного предмета, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, работы библиотеки, мастерских, столовой, спортивных сооружений и т.д. и т.п.). По каждому задаваемому вопросу обучающийся проставляет соответствующую оценку (как правило, одну из трех или пяти – например, весьма удовлетворительно, удовлетворительно, неудовлетворительно, очень неудовлетворительно, ниже всяких стандартов). Эти анкеты обрабатываются на компьютере и представляются руководству. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого преподавателя, других работников и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры.
Оценки индивидуальных достижений обучающихся на уровне образовательного учреждения профессионального образования представлена двумя процедурами:
* государственной итоговой аттестацией выпускников;
* промежуточной и текущей аттестацией обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.
Оценки как таковые со стороны родителей, населения существенными являются
следующие:
* доступность бесплатного профессионального образования;
* удовлетворенность/неудовлетворенность:
- получаемым (или не получаемым) образованием;
- уровнем осваиваемой образовательной программы и качеством обучения, а также условиями обучения;
- комфортность, личная безопасность и т. д.
* удовлетворенность/неудовлетворенность полученным (или не
полученным) образованием:
– уровнем образовательной программы и качеством полученного образования;
- уровень капитализации полученного профессионального образования,
выражающийся в повышении личных доходов (зарплаты) человека.
Приоритет доступности образовательных программ бесплатного профессионального образования рассматривается с точки зрения количественного и качественного соответствия предложения образовательных услуг бесплатного профессионального образования запросам потребителей, среди которых: выпускники 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ, имеющие образовательный запрос на образовательные программы начального профессионального образования.
2.2. Оценивание качества образовательного процесса, отражающего степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включает в себя следующие составляющие:
2.1.1 качество потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
2.1.2 качество организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
2.1.3 качество ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);
2.1.4 качество образовательной программы;
2.1.5 качество управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
2.1.6 качество медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
2.1.7 качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
2.1.8 качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
2.1.9 качества потенциала обучающихся;
2.1.10 качества знаний.
2.3. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования оценивается обучающимися в форме анкетирования по следующим критериям:
2.3.1 совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов;
2.3.2 наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов;
2.3.3 организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся. Использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем;
2.3.4 наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам;
2.3.5 использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять федеральные государственные образовательные стандарты;
2.3.6 наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением;
2.3.7 наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования;
2.3.8 наличие системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
2.3.9 Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в учреждении оценивается обучающимися по следующим позициям:
- ориентация на требования внешних пользователей;
- учреждение поддерживает взаимовыгодные отношения с заказчиками как внешними (социум), так и внутренним (родители, обучающиеся), с целью обеспечения обмена информацией с заказчиками и выполнения их требований;
- учет потребностей системы образования;
- стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда;
- учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов.
3. Обучающейся для оценки содержания, организации и качества образовательного процесса имеет право на доступ к следующей информации, сконцентрированной в следующих центрах:
* мониторинга качества образовательных достижений на каждой ступени обучения;
* мониторинга качества профессиональной компетентности педагогов;
* оценки качества образовательных программ;
* мониторинга качества образовательного процесса.
Организационная структура всей системы оценки качества образования в образовательном учреждении осуществляется по следующей схеме:
Качество образованности обучающегося:
* уровень здоровья и здорового образа жизни;
* уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности;
* уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями;
* уровень обученности;
* уровень владения творческой деятельностью:
- Владеет знаниями по организации ЗОЖ;
- Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности;
- Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация;
- Способен решать нестандартные задачи;
- Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.).
Качество деятельности административного работника:
* Компетентность, ответственность, мобильность, открытость и активность;
* Знание нормативно- правовой базы;
* Хорошее владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества;
* Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.
* Качественное выполнение должностных обязанностей;
* Умение принимать необходимые управленческие решения;
* Работает в инновационном режиме.
Качество деятельности педагога:
* Открытость, профессионализм, открытость, информационная грамотность,
Авторитет;
* Активно участвует в инновационной деятельности ОУ;
* Участвует в распространении передового педагогического опыта;
* Имеет высокий процент качества успеваемости ( не ниже 60%);
* Имеет высокие показатели качества обученности ( обучающиеся – участники и победители предметных олимпиад);
* Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах;
* Участвует в конкурсах профессионального мастерства;
* Занимается научно- исследовательской деятельностью;
* Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях;
* Реализует дополнительные образовательные услуги;
* На высоком уровне проводит внеклассные мероприятия, предметные недели,
факультативы, индивидуальные часы;
* Использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии;
* Имеет высокий рейтинг в лицейском сообществе и у родительской общественности.