ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве в ГБОУ НПО ПЛ № 72
I. Общие положения
1.1 В формировании личностных качеств, необходимых выпускнику лицея, большая роль отводится воспитательной работе. Для более эффективного решения воспитательных задач создается система классного руководства.
Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации,
- Конвенцией ООН о правах ребёнка,
-Законом Российской Федерации «Об образовании»,
-Государственными Программами развития воспитания,
- Постановлениями органов управления образованием всех уровней по вопросам, -Уставом и локальными правовыми актами лицея (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящим Положением образования и воспитания обучающихся),
-Концепцией воспитательной работы в лицее; утверждёнными в лицее программами и планами воспитательной работы другими законодательными актами Российской Федерации.
1.2 Классный руководитель назначается и освобождается от выполнения обязанностей приказом директора по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.3 Непосредственное руководство работой классного руководителя и контроль за его деятельностью возлагается на заместителя директора по УВР.
1.4 Классный руководитель проводит свою работу в тесном контакте с учебным отделом, преподавателями, руководителями практик, родителями обучающихся.
II. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава учебного заведения, иных локальных актах, анализе предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
2.2. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для формирования компетенций будущего специалиста на основе вовлечения обучающихся в различные виды социально-полезной общественной деятельности.
2.3. Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива группы;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, раскрытия её потенциальных способностей;
- развитие способности обучающихся к саморазвитию;
- содействие в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся группы;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива группы;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной воспитательной работы в группе;
- гуманизация отношений между обучающимися , между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся здорового образа жизни, нравственных и духовных ориентиров;
- организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.
III. Функции классного руководителя
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитико-прогностическая функция:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
- выявление специфики и определение динамики развития ученического коллектива;
-прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
-предвидение последствий складывающихся в ученическом коллективе отношений.
3.2. Организационно-координирующая функция:
- координация учебной деятельности каждого обучающегося и всей группы в целом;
- формирование ученического коллектива, организация и стимулирование разнообразных видов деятельности обучающихся в коллективе: оказание помощи в планировании общественно-значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления;
- участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей;
- выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой внеучебной деятельности, организация участия группы в мероприятиях лицея во внеучебное время;
- забота о физическом и психическом здоровье обучающихся, использование здоровьесберебегающих технологий;
- ведение документации классного руководителя.
3.3. Коммуникативная функция:
- развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися, обучающимися и преподавателями;
- оказание помощи каждому обучающемуся по адаптации в коллективе;
- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного обучающегося;
- оказание помощи обучающимся в установлении отношений с окружающим социумом.
3.4. Контрольная функция:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещением учебных занятий;
- контроль за соблюдением Правил внутреннего распорядка.
IV. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель обязан:
4.1 определять стратегию воспитательных действий, как в группе, так и в индивидуальном личностном развитии;
4.2 знакомить обучающихся с организацией учебного процесса, Уставом лицея, Правилами внутреннего распорядка, требовать их соблюдение;
4.3 направлять усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе; способствовать адаптации обучающихся к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях;
4.4 строить свою работу на индивидуальном подходе к обучающимся, на знании их интересов, наклонностей, быта, состояния здоровья;
4.5 осваивать новые технологии воспитания;
4.6 осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся группы. Выявлять причины неуспеваемости обучающихся, пропусков занятий, организовывать оказание действенной помощи и осуществлять меры, направленные на сохранение численного состава группы. Контролировать текущую и семестровую успеваемость обучающихся группы, посещение ими учебных занятий. Проводить классные часы и беседы в группе по вопросам успеваемости, посещения занятий, улучшения дисциплины;
4.7 вести работу по формированию актива группы, оказывать помощь в организационной работе, содействовать развитию различных форм ученического самоуправления;
4.8 координировать работу преподавателей - предметников, работающих в группе, с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе;
4.9 проводить внеклассные мероприятия: беседы, экскурсии, выходы в музеи, театры, кино, групповые вечера, встречи с интересными людьми; вовлекать обучающихся в систематическую деятельность коллективов группы и лицея в целом, изучать индивидуальные особенности личности;
4.10 содействовать вовлечению обучающихся в работу кружков, спортивных секций, художественную самодеятельность;
4.11 отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, совместно с педагогом-психологом осуществлять необходимую психолого-педагогическую коррекцию, совместно с социальным педагогом планировать индивидуально-профилактическую работу с «трудными» и их семьями, в сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию лицея;
4.12 оказывать помощь обучающимся в решении их острых жизненных проблем и ситуаций;
4.13 осуществлять работу по социальной поддержке обучающихся, защиту их прав и интересов;
4.14 содействовать формированию интереса к специальности, привлечению обучающихся к научно-исследовательской работе;
4.15 вести работу по воспитанию уважения к законам и нравственным принципам; проводить работу по патриотическому воспитанию обучающихся, формированию гражданской позиции и социально-значимых качеств личности;
4.16 способствовать культурному и физическому совершенствованию обучающихся , пропагандировать здоровый образ жизни;
4.17 поддерживать постоянную связь с родителями обучающихся по вопросам успеваемости и поведения их детей, проводить родительские собрания; регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах;
4.18 оказывать помощь обучающимся в подготовке портфолио;
4.19 планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы. План классного руководителя не должен находиться в противоречии с планом работы лицея;
4.20 повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии, осваивать новые технологии воспитания;
4.21 вести документацию по группе (журнал классного руководителя, дневник развития обучающихся, план воспитательной работы, отчёт), своевременно представлять в учебную часть ведомости успеваемости и посещаемости занятий обучающимися группы, составлять характеристики обучающихся группы;
4.22 готовить отчеты различной формы о группе и собственной работе по требованию администрации лицея;
4.23 соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья обучающихся во время проведения мероприятий;
4.24 организовывать и руководить работой группы во время санитарных субботников и других работ, проводимых учебным заведением;
4.25 организовывать и контролировать прохождение медицинских комиссий обучающимися группы;
4.26 оказывать помощь в постановке обучающихся на воинский учёт;
4.27 оказывать помощь в организации горячего питания обучающихся, обеспечить соблюдение режима посещения столовой, порядок в ней (сопровождать обучающихся в столовую);
4.28 оказывать помощь в организации быта обучающимся, проживающим в общежитии;
4.29 участвовать в работе по содействию трудоустройства выпускников, в течение трёх лет после выпуска отслеживать занятость выпускников.
V. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
5.1 участвовать в обсуждении и согласовании планов учебно-воспитательной работы и учебного процесса в лицее, вносить предложения по совершенствованию форм и методов учебной и воспитательной работы на рассмотрение администрации лицея, педагогического совета;
5.2 посещать занятия в группе, присутствовать на экзаменах, защите курсовых и дипломных проектов;
5.3 участвовать в решении вопросов о назначении стипендии, о представлении обучающихся к поощрениям и взысканиям, об отчислении, переводе на другую специальность, на повторное обучение, о распределении обучающихся на практику и молодых специалистов на работу, о переводе на индивидуальный график обучения, о переводе в другие учебные заведения;
5.4 получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся своей группы;
5.5 получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от администрации лицея;
5.6 самостоятельно планировать воспитательную работу с группой, определять формы воспитательной работы с обучающимися;
5.7 приглашать в лицей родителей (законных представителей) обучающихся для беседы по поводу успеваемости, посещаемости занятий, дисциплины и др.;
5.8 вовлекать в организацию воспитательного процесса в группе преподавателей-предметников, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.);
5.9 классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации лицея, родителей, обучающихся, других педагогов.
VI. Порядок оплаты за классное руководство
Оплата за классное руководство производится в соответствии с Коллективным договором (п.7 «Положение об оплате труда»).
VII. Формы поощрения
За добросовестную, инициативную работу по воспитанию, сохранению контингента, выпуску специалистов классный руководитель может быть выдвинут к установленным в лицее формам поощрения.