Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 22.11.2024

Положение

 о внутреннем мониторинге качества образования

 ГБОУ НПО ПЛ № 72

г. Салават Республики Башкортостан

 

1. Общие положения внутреннего мониторинга качества образования определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 72» (далее-учреждение), регламентирует порядок проведения мониторинга.

1.2. Положение о внутреннем мониторинге качества образования разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом учреждения.

1.3. Система внутреннего мониторинга качества образования Учреждения служит

информационным обеспечением образовательной деятельности Учреждения.

1.4. В настоящем положении используются следующие термины:

Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик  образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.

Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в Учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая

степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным

требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

1.5. Мероприятия по реализации целей и задач внутреннего мониторинга планируются и

осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса Учреждения.

1.6. Предмет оценки качества образования:

- качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения

обучающимися основных профессиональных образовательных программ требованиям

федеральных государственных образовательных стандартов НПО);

- качество организации образовательного процесса, включающее условия организации

образовательного процесса, доступность образования, условия комфортности получения

образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;

- качество основных профессиональных образовательных программ, принятых и

реализуемых в Учреждении, условия их реализации;

- эффективность управления качеством образования

1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

- образовательная статистика;

- промежуточная и итоговая аттестация;

- мониторинговые исследования;

- социологические опросы;

- отчеты работников Учреждения

1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:

-системы внутреннего контроля;

-общественной экспертизы качества образования;

-лицензирования;

-государственной аккредитации;

-государственной (итоговой) аттестации выпускников;

-аттестации педагогических работников

 

1.9 Основными пользователями результатов оценки качества образования являются: -педагогические работники Учреждения;

-обучающиеся;

-родители (законные представители) обучающихся;

-экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации

Учреждения, аттестации работников Учреждения;

-представители общественности;

-вышестоящие организации.

1.10. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников

Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

2. Цели, задачи и функции мониторинга.

2.1. Целью мониторинга является выявление объективного состояния изучаемого объекта

(объектов) для принятия управленческих решений и определения путей дальнейшего развития Учреждения.

2.2. Задачи мониторинга:

-выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии

объекта (объектов), о качественных и количественных изменениях в нѐм (них);

-формирования механизмов сбора, обработки, хранения информации;

-систематизация информации о состоянии и развитии объекта (объектов) мониторинга;

-определение форм представления информации пользователям;

-информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития участников образовательного процесса, выработки управленческих решений.

2.3. Функции мониторинга:

-информационная: обеспечивает необходимой информацией субъекты, осуществляющих

управление Учреждением; информирует участников образовательного процесса о результатах и состоянии объекта (объектов) мониторинга и позволяет осуществлять обратную связь;

-диагностическая: выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении которых будут приняты управленческие решения и устанавливает соответствие установленным правилам, нормам;

-формирующая: способствует осуществление личностно – ориентированного подхода к

обучающимся;

-побудительная: мотивирует участников педагогического процесса на повышение

результативности педагогического труда;

-прагматическая: обеспечивает администрацию необходимой информацией для принятия

максимально обоснованных и адекватных решений.

3. Принципы мониторинга.

Объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел.

Сопоставимость данных: корректное сравнение в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей.

Адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и

задачам мониторинга.

Прогностичность: прогнозирование на основе полученных данных будущего состояния

изучаемого объекта.

Оперативность сбора информации: своевременность информации.

Непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга.

Релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга.

Эстетичность процедур сбора, интерпретации и распространения информации об объектах

внутреннего мониторинга.

4. Объекты и субъекты мониторинга.

4.1. Объектами мониторинга являются ресурсное обеспечение Учреждения и результаты

деятельности участников образовательного процесса.

4.2. К компонентам образовательного процесса относятся:

-условия (материальные, санитарно – гигиенические, нормативно – правовые, финансовые, учебно – методические, кадровые, организационные, информационные и др.)

-содержание (основные профессиональные образовательные программы, планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.)

-результаты (текущие и итоговые, творческая и научно-познавательная деятельность,

мастерство педагога и др.)

-удовлетворенность родителей (законных представителей) оказанием государственной

услуги

4.3. Субъектами мониторинга являются исполнители мониторинговых функций:

-структурные подразделения (методическая служба, учебная часть, библиотека и т.д.)

-руководящие и педагогические работники;

-родители (законные представители) обучающихся.

5. Виды мониторинга.

-по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный)

-по этапам проведения (входной, промежуточный, итоговый)

-по частоте процедур (разовый, периодический, систематический)

-по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной)

-по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный)

6. Этапы мониторинга.

6.1. Мониторинг осуществляется в сроки по плану внутрилицейского контроля.

6.2. Этапы мониторинга:

-подготовительный: издание приказа и плана-задания для проведения мониторинга,

доведения информации до субъектов.

-практический: сбор информации различными методами, определенными в плане-задании.

-аналитический: анализ и систематизация полученной информации, принятие

управленческого решения.

6.3. Продолжительность мониторинговых процедур осуществляется в течение 5-10 дней.

6.4. При анализе полученной информации может быть выявлено рассогласование с

реальным состоянием объекта.

6.5. Доведение результатов до субъектов мониторинга и рекомендации по коррекции

устранения выявленных недостатков осуществляется:

-через ознакомление со справкой или аналитическим материалом по результатам проверки;

-обсуждение на педагогических советах, совещании при директоре, совещаниях мастеров

производственного обучения, на заседании методического совета и методических комиссий, инструктивно-методических совещаниях.

6.6. Проведение повторных процедур мониторинга на основе одних и тех же показателей

при необходимости ( отрицательной динамики и т.д.)

6.7. Мониторинг может быть перенесен или отменен при определенных условиях

(болезни преподавателя, мастера производственного обучения, курсовая подготовка, карантин и т.д.).

6.8. Результаты контрольных работ, срезов, тестирования учитываются при наличии не

менее 90% обучающихся.7. Информационный фонд мониторинга.

7.1.Реализация мониторинга предполагает организацию постоянного накопления данных на основе:

-отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня (Госкомстат, МО РФ, Министерства финансов РФ и др.);

-отчетности, утвержденной нормативными актами вышестоящего органа управления

образованием;

-документов и материалов, полученных в ходе лицензирования и аккредитации учреждения;

- государственной (итоговой) аттестации выпускников;

-повышения квалификации и аттестации педагогов и администрации учреждения;

-результатов тестирования, обследований, осуществляемых по запросам федеральных,

региональных органов власти;

-результатов обследований, предусмотренных программой развития учреждения, годовым

планом работы;

-результатов специально организованных мониторинговых исследований.

 7.2 Формирование информационного фонда на основе других мероприятий и

показателей может осуществляться на основе договоров с органами управления

образованием области, другими организациями и учреждениями.

7.3 Для пополнения информационного фонда учреждения заранее определяются сроки,

формы сбора и представления информации, предупреждаются все участники обследований.

8. Технология проведения мониторинга качества образования.

8.1 Организация и управление мониторингом.

8.1.1 Руководство мониторингом находится в компетенции администрации учреждения,

которая:

-разрабатывает концептуальные основы мониторинга ;

-организует разработку и сбор нормативных и методических материалов и обеспечивает

ими всех субъектов мониторинговых исследований;

-определяет объем и структуру информационных потоков в образовательной системе

учреждения;

-планирует и организует комплексные мониторинговые исследования;

-организует научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований;

-организует распространение информации о результатах мониторинга.

8.1.2 Мониторинг организуется с учетом целей и задач каждого уровня управления в

учреждении согласно ежегодно разрабатываемому плану.

8.1.3 Мониторинг осуществляется руководителями, специалистами структурных

подразделений и методических комиссий, классными руководителями и мастерами

производственного обучения, преподавателями в ходе образовательной деятельности. В их компетенции системное представление о состоянии и деятельности структурного подразделения, группы, в соответствии с ФГОС НПО и требованиями к учебно-воспитательному процессу и качеству его результатов в учреждении; выработка аналитической и прогнозной информации в ее психолого-педагогической интерпретации; корректирование процесса обучения и воспитания в интересах растущей и развивающейся личности обучающегося.

8.1.4 Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации

определяются администрацией учреждения.

8.1.5 Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за

достоверность и объективность информации, за использование данных мониторинга, их

обработку, анализ и распространение результатов.

8.1.6 С учетом изменений, происходящих в образовательном процессе учреждения,

возможен пересмотр системы показателей мониторинга, совершенствование методов и

направлений исследований.8.1.7 Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах (служебные записки, аналитические

справки), содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации.

8.1.8 По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации,

принимаются управленческие решения, издается приказ, осуществляется планирование и

прогнозирование развития учреждения.

8.2 Содержание процедур мониторинговых исследований.

8.2.1 Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся

включает в себя:

-государственную (итоговую) аттестацию;

-промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;

-мониторинговое исследование обучающихся 1-ых курсов «Готовность к обучению в лицее и

степень адаптация к новым условиям»;

- мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 1 курсов за курс основной

общеобразовательной школы;

- участие и результативность в областных, всероссийских олимпиадах профессионального

мастерства, конкурсах, соревнованиях;

-мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии с программой мониторинговых исследований.

 8.2.3. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса

включает в себя:

-результаты лицензирования и государственной аккредитации;

-эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа

ежегодных публичных докладов;

-программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его

использования в учебном процессе;

-оснащенность учебно-производственных мастерских, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

-обеспеченность методической и учебной литературой;

-оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (антитеррористической

безопасности, требования нормативных документов);

-оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;

-диагностика уровня тревожности обучающихся 1 курсов в период адаптации;

-оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента

обучающихся;

-анализ результатов трудоустройства выпускников;

-оценку открытости учреждения для родителей и общественных организаций;

-анкетирование родителей.

8.2.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:

-степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;

-качество планирования воспитательной работы;

-охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;

-наличие ученического самоуправления;

-удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;

-исследование уровня воспитанности обучающихся;

-положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.

8.2.5 Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их

деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

-аттестация педагогов;

 -отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, стажировки, участие в работе методических комиссий и т.д.);

-знание и использование современных педагогических методик и технологий;

-образовательные достижения обучающихся;

-подготовку и участие в качестве членов аттестационных комиссий, жюри и т.д.;

-участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

8.2.6 Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:

-наличие медицинского кабинета и его оснащенность;

-регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических

мероприятий;

-оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников учреждения;

-оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня,

организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время);

-оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;

-диагностика состояния здоровья обучающихся.

8.3 Инструментарий мониторинговых исследований.

8.3.1 Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются

валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления и общественности, стандартизированность и апробированность. Контрольно-измерительные материалы (далее- КИМы) и контрольно-оценочные средства (далее- КОСы) должны составляться на основе требований ФГОС НПО, включать спецификацию, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.

8.3.2 Материалы для мониторинговых исследований разрабатываются заместителями

директора по УПР, УР и ВР, заведующей методическим кабинетом, ведущими специалистами и утверждаются на заседаниях методических комиссий.

8.3.3 Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на

установление качественных и количественных характеристик объекта.

8.3.4 Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе

образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

8.3.5. При оценке качества образования в учреждении основными методами установления

фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (тестов, контрольных работ, анкет и др.) и КОСов, имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в учреждении основным профессиональным образовательным программам, ФГОСам.

8.3.6 Статистические данные должны быть сопоставимы:

-между собой (больше/меньше – лучше/хуже);

-с ФГОС НПО (соответствует /не соответствует).

-оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей. Система

оценки с использованием суммарных итоговых баллов позволяет построить линейный рейтинг педагогов, групп, что дает представление о месте относительно других, и позволяет оценить реальное состояние как отдельного педагога (или обучающегося), так системы учреждения в целом.

8.3.7 Нормативы к критериям оценивания качества образования указываются в пояснениях к КИМам и КОМам.

 9. Хранение результатов мониторинга.

9.1 Мониторинг предполагает широкое использование современных

информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование

информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.

9.2 Диагностические, контрольные работы, срезы и т.д хранятся у ответственного лица,

осуществляющего мониторинг. Срок хранения - 1 год

9.3 Аналитические материалы, информация, управленческие решения по результатам

мониторинга хранится в материалах внутреннего контроля службы делопроизводства учреждения.