Положение
о внутреннем мониторинге качества образования
ГБОУ НПО ПЛ № 72
г. Салават Республики Башкортостан
1. Общие положения внутреннего мониторинга качества образования определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 72» (далее-учреждение), регламентирует порядок проведения мониторинга.
1.2. Положение о внутреннем мониторинге качества образования разработано в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом учреждения.
1.3. Система внутреннего мониторинга качества образования Учреждения служит
информационным обеспечением образовательной деятельности Учреждения.
1.4. В настоящем положении используются следующие термины:
Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в Учреждении в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
1.5. Мероприятия по реализации целей и задач внутреннего мониторинга планируются и
осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса Учреждения.
1.6. Предмет оценки качества образования:
- качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения
обучающимися основных профессиональных образовательных программ требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов НПО);
- качество организации образовательного процесса, включающее условия организации
образовательного процесса, доступность образования, условия комфортности получения
образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
- качество основных профессиональных образовательных программ, принятых и
реализуемых в Учреждении, условия их реализации;
- эффективность управления качеством образования
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- промежуточная и итоговая аттестация;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчеты работников Учреждения
1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:
-системы внутреннего контроля;
-общественной экспертизы качества образования;
-лицензирования;
-государственной аккредитации;
-государственной (итоговой) аттестации выпускников;
-аттестации педагогических работников
1.9 Основными пользователями результатов оценки качества образования являются: -педагогические работники Учреждения;
-обучающиеся;
-родители (законные представители) обучающихся;
-экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации
Учреждения, аттестации работников Учреждения;
-представители общественности;
-вышестоящие организации.
1.10. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
2. Цели, задачи и функции мониторинга.
2.1. Целью мониторинга является выявление объективного состояния изучаемого объекта
(объектов) для принятия управленческих решений и определения путей дальнейшего развития Учреждения.
2.2. Задачи мониторинга:
-выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии
объекта (объектов), о качественных и количественных изменениях в нѐм (них);
-формирования механизмов сбора, обработки, хранения информации;
-систематизация информации о состоянии и развитии объекта (объектов) мониторинга;
-определение форм представления информации пользователям;
-информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития участников образовательного процесса, выработки управленческих решений.
2.3. Функции мониторинга:
-информационная: обеспечивает необходимой информацией субъекты, осуществляющих
управление Учреждением; информирует участников образовательного процесса о результатах и состоянии объекта (объектов) мониторинга и позволяет осуществлять обратную связь;
-диагностическая: выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменений явлений в образовательной системе, в отношении которых будут приняты управленческие решения и устанавливает соответствие установленным правилам, нормам;
-формирующая: способствует осуществление личностно – ориентированного подхода к
обучающимся;
-побудительная: мотивирует участников педагогического процесса на повышение
результативности педагогического труда;
-прагматическая: обеспечивает администрацию необходимой информацией для принятия
максимально обоснованных и адекватных решений.
3. Принципы мониторинга.
Объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел.
Сопоставимость данных: корректное сравнение в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей.
Адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и
задачам мониторинга.
Прогностичность: прогнозирование на основе полученных данных будущего состояния
изучаемого объекта.
Оперативность сбора информации: своевременность информации.
Непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга.
Релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга.
Эстетичность процедур сбора, интерпретации и распространения информации об объектах
внутреннего мониторинга.
4. Объекты и субъекты мониторинга.
4.1. Объектами мониторинга являются ресурсное обеспечение Учреждения и результаты
деятельности участников образовательного процесса.
4.2. К компонентам образовательного процесса относятся:
-условия (материальные, санитарно – гигиенические, нормативно – правовые, финансовые, учебно – методические, кадровые, организационные, информационные и др.)
-содержание (основные профессиональные образовательные программы, планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.)
-результаты (текущие и итоговые, творческая и научно-познавательная деятельность,
мастерство педагога и др.)
-удовлетворенность родителей (законных представителей) оказанием государственной
услуги
4.3. Субъектами мониторинга являются исполнители мониторинговых функций:
-структурные подразделения (методическая служба, учебная часть, библиотека и т.д.)
-руководящие и педагогические работники;
-родители (законные представители) обучающихся.
5. Виды мониторинга.
-по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный)
-по этапам проведения (входной, промежуточный, итоговый)
-по частоте процедур (разовый, периодический, систематический)
-по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной)
-по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный)
6. Этапы мониторинга.
6.1. Мониторинг осуществляется в сроки по плану внутрилицейского контроля.
6.2. Этапы мониторинга:
-подготовительный: издание приказа и плана-задания для проведения мониторинга,
доведения информации до субъектов.
-практический: сбор информации различными методами, определенными в плане-задании.
-аналитический: анализ и систематизация полученной информации, принятие
управленческого решения.
6.3. Продолжительность мониторинговых процедур осуществляется в течение 5-10 дней.
6.4. При анализе полученной информации может быть выявлено рассогласование с
реальным состоянием объекта.
6.5. Доведение результатов до субъектов мониторинга и рекомендации по коррекции
устранения выявленных недостатков осуществляется:
-через ознакомление со справкой или аналитическим материалом по результатам проверки;
-обсуждение на педагогических советах, совещании при директоре, совещаниях мастеров
производственного обучения, на заседании методического совета и методических комиссий, инструктивно-методических совещаниях.
6.6. Проведение повторных процедур мониторинга на основе одних и тех же показателей
при необходимости ( отрицательной динамики и т.д.)
6.7. Мониторинг может быть перенесен или отменен при определенных условиях
(болезни преподавателя, мастера производственного обучения, курсовая подготовка, карантин и т.д.).
6.8. Результаты контрольных работ, срезов, тестирования учитываются при наличии не
менее 90% обучающихся.7. Информационный фонд мониторинга.
7.1.Реализация мониторинга предполагает организацию постоянного накопления данных на основе:
-отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня (Госкомстат, МО РФ, Министерства финансов РФ и др.);
-отчетности, утвержденной нормативными актами вышестоящего органа управления
образованием;
-документов и материалов, полученных в ходе лицензирования и аккредитации учреждения;
- государственной (итоговой) аттестации выпускников;
-повышения квалификации и аттестации педагогов и администрации учреждения;
-результатов тестирования, обследований, осуществляемых по запросам федеральных,
региональных органов власти;
-результатов обследований, предусмотренных программой развития учреждения, годовым
планом работы;
-результатов специально организованных мониторинговых исследований.
7.2 Формирование информационного фонда на основе других мероприятий и
показателей может осуществляться на основе договоров с органами управления
образованием области, другими организациями и учреждениями.
7.3 Для пополнения информационного фонда учреждения заранее определяются сроки,
формы сбора и представления информации, предупреждаются все участники обследований.
8. Технология проведения мониторинга качества образования.
8.1 Организация и управление мониторингом.
8.1.1 Руководство мониторингом находится в компетенции администрации учреждения,
которая:
-разрабатывает концептуальные основы мониторинга ;
-организует разработку и сбор нормативных и методических материалов и обеспечивает
ими всех субъектов мониторинговых исследований;
-определяет объем и структуру информационных потоков в образовательной системе
учреждения;
-планирует и организует комплексные мониторинговые исследования;
-организует научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований;
-организует распространение информации о результатах мониторинга.
8.1.2 Мониторинг организуется с учетом целей и задач каждого уровня управления в
учреждении согласно ежегодно разрабатываемому плану.
8.1.3 Мониторинг осуществляется руководителями, специалистами структурных
подразделений и методических комиссий, классными руководителями и мастерами
производственного обучения, преподавателями в ходе образовательной деятельности. В их компетенции системное представление о состоянии и деятельности структурного подразделения, группы, в соответствии с ФГОС НПО и требованиями к учебно-воспитательному процессу и качеству его результатов в учреждении; выработка аналитической и прогнозной информации в ее психолого-педагогической интерпретации; корректирование процесса обучения и воспитания в интересах растущей и развивающейся личности обучающегося.
8.1.4 Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации
определяются администрацией учреждения.
8.1.5 Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за
достоверность и объективность информации, за использование данных мониторинга, их
обработку, анализ и распространение результатов.
8.1.6 С учетом изменений, происходящих в образовательном процессе учреждения,
возможен пересмотр системы показателей мониторинга, совершенствование методов и
направлений исследований.8.1.7 Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах (служебные записки, аналитические
справки), содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации.
8.1.8 По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации,
принимаются управленческие решения, издается приказ, осуществляется планирование и
прогнозирование развития учреждения.
8.2 Содержание процедур мониторинговых исследований.
8.2.1 Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся
включает в себя:
-государственную (итоговую) аттестацию;
-промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
-мониторинговое исследование обучающихся 1-ых курсов «Готовность к обучению в лицее и
степень адаптация к новым условиям»;
- мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 1 курсов за курс основной
общеобразовательной школы;
- участие и результативность в областных, всероссийских олимпиадах профессионального
мастерства, конкурсах, соревнованиях;
-мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии с программой мониторинговых исследований.
8.2.3. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
включает в себя:
-результаты лицензирования и государственной аккредитации;
-эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа
ежегодных публичных докладов;
-программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его
использования в учебном процессе;
-оснащенность учебно-производственных мастерских, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
-обеспеченность методической и учебной литературой;
-оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (антитеррористической
безопасности, требования нормативных документов);
-оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;
-диагностика уровня тревожности обучающихся 1 курсов в период адаптации;
-оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента
обучающихся;
-анализ результатов трудоустройства выпускников;
-оценку открытости учреждения для родителей и общественных организаций;
-анкетирование родителей.
8.2.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:
-степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
-качество планирования воспитательной работы;
-охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
-наличие ученического самоуправления;
-удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;
-исследование уровня воспитанности обучающихся;
-положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.
8.2.5 Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их
деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
-аттестация педагогов;
-отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, стажировки, участие в работе методических комиссий и т.д.);
-знание и использование современных педагогических методик и технологий;
-образовательные достижения обучающихся;
-подготовку и участие в качестве членов аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
-участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
8.2.6 Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:
-наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
-регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических
мероприятий;
-оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников учреждения;
-оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня,
организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время);
-оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
-диагностика состояния здоровья обучающихся.
8.3 Инструментарий мониторинговых исследований.
8.3.1 Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются
валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления и общественности, стандартизированность и апробированность. Контрольно-измерительные материалы (далее- КИМы) и контрольно-оценочные средства (далее- КОСы) должны составляться на основе требований ФГОС НПО, включать спецификацию, кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.
8.3.2 Материалы для мониторинговых исследований разрабатываются заместителями
директора по УПР, УР и ВР, заведующей методическим кабинетом, ведущими специалистами и утверждаются на заседаниях методических комиссий.
8.3.3 Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на
установление качественных и количественных характеристик объекта.
8.3.4 Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе
образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
8.3.5. При оценке качества образования в учреждении основными методами установления
фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (тестов, контрольных работ, анкет и др.) и КОСов, имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в учреждении основным профессиональным образовательным программам, ФГОСам.
8.3.6 Статистические данные должны быть сопоставимы:
-между собой (больше/меньше – лучше/хуже);
-с ФГОС НПО (соответствует /не соответствует).
-оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей. Система
оценки с использованием суммарных итоговых баллов позволяет построить линейный рейтинг педагогов, групп, что дает представление о месте относительно других, и позволяет оценить реальное состояние как отдельного педагога (или обучающегося), так системы учреждения в целом.
8.3.7 Нормативы к критериям оценивания качества образования указываются в пояснениях к КИМам и КОМам.
9. Хранение результатов мониторинга.
9.1 Мониторинг предполагает широкое использование современных
информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование
информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.
9.2 Диагностические, контрольные работы, срезы и т.д хранятся у ответственного лица,
осуществляющего мониторинг. Срок хранения - 1 год
9.3 Аналитические материалы, информация, управленческие решения по результатам
мониторинга хранится в материалах внутреннего контроля службы делопроизводства учреждения.