Положение
об использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения
I. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с требованиями:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (статья 28, ч.3, п.12; статья 47 п.2,6; статья 48 п.5,6);
· приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013г. №1155 Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта (далее ФГОС);
· приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
1.2.Настоящее Положение регулирует использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения педагогами.
Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности обучающихся, развитие его умственных способностей, обучающего взаимодействия педагога и воспитанника, воспитанников между собой, с природной и общественной средой. Метод воспитания – это путь достижения заданной воспитательной цели. В понятие педагогической технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала); технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика). Электронное обучение – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий.
II. Функции педагогов при использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения
2.1.Для реализации ФГОС в процессе образовательной деятельности педагоги используют:
2.1.1.Методы обучения и воспитания, принятые в педагогике (в основе классификации - основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
· Наглядные методы:
1.Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать
происходящие изменения, устанавливать их причины.
2.Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
· Словесные методы и приёмы обучения:
1. Рассказ педагога.
2.Беседа.
3.Чтение художественной литературы.
· Практические методы обучения:
1. Упражнение – это многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях
· Игровые методы и приёмы обучения:
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Технологии, применяемые в системе образования: технологии развивающего
обучения; технологии проблемного обучения; игровые технологии информационно-коммуникативные технологии; технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач); здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности и т.д.
2.2. Совершенствование и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса педагогами осуществляется в ходе инновационных процессов, происходящих на современном этапе развития общества,которые предъявляют и новые требования к образованию, поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить подготовку к меняющимся условиям жизни. Совершенствование методик и технологий происходит и в процессе модернизации средств обучения и воспитания, изменения контингента обучающихся.
III. Обязанности педагогов при использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения
3.1. Педагоги обязаны при использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
3.2.Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
- содержания учебного материала;
- возрастных особенностей
- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
- оснащенности педагогического процесса;
- личности воспитателя.
3.3.Особенности применения методов обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе.
3.3.1. Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми.
3.3.1.1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.
Наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно-символические средства (формулы, символы, схемы).
3.3.1.2. Словесные методы:
– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
– беседа – это диалог учителя и ученика;
– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от
непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует
эмоциональности и выразительности. Совесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
3.3.1.3. Практические методы:
– упражнения (устные и письменные);
– продуктивная деятельность;
– опытно-экспериментальная деятельность.
– элементы программированного обучения.
Наглядные и практические методы имеют особое значение в работе с детьми с сенсорными нарушениями.
3.3.2.Общепедагогические методы и приемы обучения используются в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям воспитанника и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.
3.3.3. Педагогами предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.к. в связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации.
3.3.4. непререкаемым и неоспоримым. Побудительно-оценочные методы (поощрение, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным словесным поощрением (хорошо, верно, молодец) и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка – их образные заменители (картинка с изображением
лакомства, игрушки) – абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения:
флажок, звездочка, знак + и пр.) – только словесное поощрение.
3.3.9.3.Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Педагог должен всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: плохо , некрасиво , стыдно , мне неприятно видеть (слышать) это , я огорчен (а) . В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развитияребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.
IV. Права педагогов на выбор, использование и совершенствование методовобучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения
4.1 Педагоги имеют право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; вовнедрение инноваций.
V. Ответственность педагогов при использовании и совершенствовании методовобучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения
5.1. Педагоги несут ответственность за эффективное использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
5.2. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.