Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 22.11.2024

Положение

об использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения

 

I. Общие положения

1.1. Положение разработано в соответствии с требованиями: 

·          Федерального  закона  от 29 декабря 2012  г.  №  273-ФЗ Об  образовании  в  Российской Федерации  (статья 28, ч.3, п.12; статья 47 п.2,6; статья 48 п.5,6);

·          приказа  Министерства  образования и  науки  Российской  Федерации  от  17

октября            2013г.      №1155 Об           утверждении             федерального            государственного

образовательного стандарта (далее ФГОС);

·          приказ  Министерства  здравоохранения и  социального развития Российской  Федерации  (Mинздравсоцразвития России)  от 26 августа  2010 г.  №  761н  Единый  квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

1.2.Настоящее  Положение    регулирует  использование  и  совершенствование методов  обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения педагогами.

Метод  обучения –  это  совокупность  приемов  и  способов  организации  познавательной  деятельности  обучающихся,  развитие  его умственных  способностей, обучающего  взаимодействия педагога  и  воспитанника,  воспитанников  между  собой,  с природной и общественной средой. Метод воспитания   – это путь достижения заданной воспитательной  цели.  В  понятие  педагогической  технологии  входят: концептуальная основа; содержательная часть  обучения (цели  обучения и  содержание  учебного материала);  технологическая часть  (организация учебного  процесса,  методы  и  формы учебной  деятельности,  методы  и  формы  работы  педагога;  диагностика).    Электронное обучение  –  это  передача  знаний  и  управление  процессом  обучения с  помощью  новых информационных и телекоммуникационных технологий.  

II. Функции педагогов при использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения

 2.1.Для реализации  ФГОС    в  процессе  образовательной  деятельности    педагоги используют:

2.1.1.Методы  обучения и  воспитания,  принятые  в   педагогике  (в  основе  классификации  -  основные  формы  мышления (наглядно-действенное  и  наглядно-образное).

·          Наглядные методы: 

1.Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать  

               происходящие изменения, устанавливать их причины.  

2.Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов,  слайдов, видеозаписей, компьютерных программ). 

·          Словесные методы и приёмы обучения: 

1. Рассказ педагога.  

2.Беседа.   

3.Чтение художественной литературы.           

·          Практические методы обучения:

 1. Упражнение – это многократное повторение умственных или  практических действий  заданного содержания (подражательно-исполнительского   характера, конструктивные, творческие). 

 2. Элементарные опыты, экспериментирование.

 3. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для  формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях

·          Игровые методы и приёмы обучения:

 1. Дидактическая игра 

 2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Технологии,  применяемые  в  системе  образования:  технологии развивающего 

обучения; технологии  проблемного  обучения; игровые  технологии информационно-коммуникативные  технологии;  технологии  ТРИЗ   (теория решения изобретательских  задач);  здоровьесберегающие  технологии; технологии  проектной деятельности; технология исследовательской деятельности и т.д.  

 2.2.  Совершенствование  и  использование  новых  методик  и  технологий,  повышающих эффективность  учебно-воспитательного процесса  педагогами  осуществляется в  ходе инновационных  процессов,  происходящих  на  современном  этапе  развития общества,которые    предъявляют  и  новые  требования к  образованию,  поскольку  традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить  подготовку к меняющимся условиям  жизни.  Совершенствование  методик  и  технологий  происходит  и  в  процессе модернизации средств обучения и воспитания, изменения контингента обучающихся.   

III. Обязанности педагогов при использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения

3.1. Педагоги обязаны при использовании и совершенствовании методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. 

3.2.Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от: 

- содержания учебного материала; 

-  возрастных  особенностей 

-  формы  организации  обучения (воспитатель  выбирает  ведущий  метод  и  к  нему предусматривает разнообразные приемы); 

- оснащенности педагогического процесса; 

- личности воспитателя. 

 3.3.Особенности  применения методов  обучения и  воспитания     в  коррекционно-педагогическом процессе.

3.3.1. Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми. 

3.3.1.1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение  –  это  целенаправленное  восприятие  объекта  или  явления,  оно  специально планируется педагогом.  Может  быть  кратковременное  или  длительное,  постоянное  или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Наглядные средства для демонстрации:

– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);

– условно-символические средства (формулы, символы, схемы).

3.3.1.2. Словесные методы:

– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;

– беседа – это диалог учителя и ученика;

– объяснение  –  это  комментарий,  в  котором  раскрываются                                скрытые  от

непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ  должен  быть  лаконичным,  четким,  изложение  материала  требует

эмоциональности и выразительности. Совесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

3.3.1.3. Практические методы:

– упражнения (устные и письменные);

– продуктивная деятельность;

– опытно-экспериментальная деятельность.

– элементы программированного обучения.

Наглядные  и  практические    методы  имеют  особое  значение  в  работе с  детьми  с сенсорными нарушениями.   

3.3.2.Общепедагогические методы и приемы обучения используются в работе с детьми с ограниченными  возможностями  здоровья  особым  образом,  предусматривающим специальный  отбор и  сочетание  методов  и  приемов,  более  других  отвечающих  особым образовательным потребностям воспитанника и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.

3.3.3.  Педагогами  предпочтение  отдается методам,  помогающим  наиболее  полно передавать,  воспринимать,  удерживать  и  перерабатывать  учебную  информацию  в доступном  для обучающихся виде,  опираясь  на  сохранные  анализаторы,  функции, системы  организма,  т.к.  в  связи  с  отклонениями  в  развитии  перцептивной  сферы  (слух, зрение,  опорно-двигательная система  и  др.)  у  обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации.

3.3.4. непререкаемым и          неоспоримым.          Побудительно-оценочные методы (поощрение, наказание) также  реализуются в  практически-действенном  варианте,  сопровождаемом доступным  словесным  поощрением  (хорошо,  верно,  молодец)  и материальным.  Причем  степень  материальной  ценности  поощрения постепенно уменьшается: лакомство,  игрушка  –  их  образные  заменители  (картинка  с  изображением

лакомства,  игрушки) –  абстрактный  заменитель  (фишка  или  иной  символ  поощрения:

флажок, звездочка, знак  +  и пр.) – только словесное поощрение.

3.3.9.3.Методы  наказания также  имеют  практически  действенный  характер,  так  как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий  достаточного  опыта  и  знаний  норм  морали,  социального  взаимодействия, социального  поведения,  не  умеющий  регулировать  и  контролировать  в  необходимой степени  свои  движения,  эмоции,  поступки,  зачастую  не  может  быть  виноват  в совершенных  им  осуждаемых  действиях.  Педагог  должен    всегда  проявлять необходимую  сдержанность  в  порицании  ребенка  и  выражать  неодобрение  строгим взглядом,  покачиванием  головой,  сопровождая эти  знаки  неудовольствия словами: плохо ,  некрасиво ,  стыдно ,  мне неприятно видеть (слышать) это ,  я огорчен (а) .  В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к  исправлению  или  устранению  последствий  негативного  поступка.  По  мере  развитияребенка  становятся возможными  и  словесные  формы  наказания: словесное  порицание, выговор.  Применение  метода  наказания эффективно  лишь  в  том  случае,  если  ребенок понимает,  что  совершил плохой  поступок;  если  наказание  не  унижает  ребенка  и  не причиняет  ему  физической  боли;  если  наказание  применяется нечасто  и  не вырабатывается привыкание к нему.

IV. Права педагогов на выбор, использование и совершенствование методовобучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения

4.1 Педагоги  имеют  право    на    свободу    выбора  и  использования педагогически обоснованных  форм,  средств,  методов  обучения и  воспитания;          совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; вовнедрение инноваций.

V. Ответственность педагогов при использовании и совершенствовании методовобучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения

5.1. Педагоги несут ответственность  за эффективное использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий,  электронного обучения;

5.2. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение  возложенных  на  них обязанностей  в  порядке  и  в  случаях,  которые установлены федеральными законами.