Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Среда, 15.5.2024

1. Общие положения

 

1.1. Положение разработано в соответствии с:

  • ст. 28 п.10, ст. 58, ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • письмом Минобрнауки Росии от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (вместе с Рекомендациями субъектам РФ по подготовке к реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • приказом Минобрнауки России от 26.11.2009 № 674 «Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального  профессионального образования»;
  • разъяснениями ФГАУ ФИРО разработчикам основных профессиональных образовательных программ о порядке реализации федеральных государствен­ных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;
  • Уставом ГБОУ НПО ПЛ № 72 (далее – лицей).

2. Основные задачи

 

2.1. Система текущего контроля и промежуточной аттестации качества обучения обучающихся в лицее предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение целостного и полного усвоения обучающимися содержания Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и среднего профессионального образования (далее – СПО);
  • широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;
  • организацию самостоятельной работы обучающихся с учетом их индиви­дуальных способностей;
  • поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных реше­ний в управлении качеством обучения на уровне преподавателя, методических комиссий.

3. Содержание и организация текущего контроля знаний, промежуточной аттестации

 

Освоение основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих                 (далее ППКРС)  (СПО), в том числе отдельной части или всего объ­ема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) ОПОП (ППКРС), сопровождается текущим контролем знаний и промежуточной аттестацией обучающихся.

Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся определяются лицеем самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

3.1. Текущий контроль знаний обучающихся

 

  1. Текущий контроль знаний осуществляется для всех обу­чающихся лицея по ОПОП (ППКРС)  в соответствии с требованиями ФГОС СПО
  2. Текущий контроль проводится в пределах учебного вре­мени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину, профессиональ­ный модуль как традиционными, так и инновационными формами, включая компьютерные технологии, Интернет-тестирование.
  3. Текущий контроль знаний может проводиться на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем, исходя из специфики учебной дисциплины/ профессионально­го модуля сформированных профессиональных и общих компетенций. Препо­даватель обеспечивает разработку и формирование блока заданий, используе­мых для проведения текущего контроля знаний обучающихся.
  4. Текущий контроль знаний может иметь следующие виды:
  • устный опрос на лекциях, практических занятиях;
  • проверка выполнения письменных домашних заданий, практических, лабораторных и расчетно-графических работ;
  • защита практических, лабораторных работ;
  • контрольные работы;
  • тестирование, в т.ч. компьютерное;
  • контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
  • защита реферата, исследовательской работы (проекта);
  • тестирование в Интернет-тренажере.

Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются преподавателями и методическими комиссиями лицея.

3.1.5.    Виды и сроки проведения текущего контроля знаний обучающихся устанавливаются учебным планом, программой учебной дисциплины/профессионального модуля,  календарно-тематическим планом.

3.1.6. В начале учебного года или семестра преподаватель лицея проводит входной контроль знаний обучающихся, приобретённых на предшествующем этапе обучения. Показатели входного контроля знаний используются для коррекции процесса усвоения дидактических единиц и при анализе результативности изучения учебной дисциплины/профессионального модуля.

  1. Результаты успеваемости каждого обучающегося и группы в целом председатели методических комиссий предоставляются в форме отчета с предложениями по повышению качества знаний сдают заместителю директора по учебно-производственной работе и методисту.
  2. Данные текущего контроля используются заместителями директора по учебно-производственной работе, методистом,  председателями методических комиссий, преподавателями, мастерами производст­венного обучения для обеспечения эффективной учебной работы обучающихся, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания учебных дисциплин/профессионального модуля, коррекции учебного процесса.

 

 

3.2. Промежуточная аттестация

 

3.2.1.    Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

  • соответствия уровня и качества подготовки рабочих кадров и специалистов ФГОС  СПО;
  • полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
  • сформированности профессиональных компетенций, умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач, выполне­нии практических и лабораторных работ по профессиональному модулю;
  • сформированности общих компетенций.

3.2.2.    Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающегося за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:

  • экзамен, зачет, дифференцированный зачет по отдельной дисциплине;
  • экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
  • экзамен, дифференцированный зачет по междисциплинарному курсу;
    • дифференцированный зачет по производственной практике.

3.3. Экзамен - это заключительная форма контроля, целью которой явля­ется оценка теоретических знаний и практических навыков, способности обу­чающихся к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, уме­ние синтезировать полученные знания и применять их при решении практиче­ских задач.

  1. При выборе дисциплин для экзамена Лицей руководствуется сле­дующими критериями:
  • значимостью дисциплины по подготовке рабочих кадров и специалистов;
  • завершенностью изучения учебной дисциплины;
  • завершенностью значимого раздела в дисциплине.
  1. Экзамены для обучающихся по ФГОС НПО (СПО) проводятся по завершению изучения дидактической единицы (учебной дисциплины/профессионального моду­ля) в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
  2. Форма проведения экзамена по дисциплине устанавливается методической комиссией в начале соответствующе­го семестра, утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе, методистом и дово­дится до сведения обучающихся. Письменные экзамены выпол­няются на бумаге со штампом лицея,  проводятся од­новременно со всем составом группы. Во время сдачи устного экзамена в ауди­тории должно находиться не более 5-6 обучающихся.
  1. Экзаменационные материалы составляются на основе программы учебной дисциплины (дисциплин, междисциплинарного курса) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний, сформированных профессиональных и общих компетенций.
  2. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на заседаниях методических комиссий и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе, по общеобразовательным дисциплинам не позднее, чем за месяц до начала экзаменов. Количество вопросов и практических задач в перечне не должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование.
  3. На основе разработанного и объявленного обучающимся перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до обучающихся не доводится.
  4. К экзамену мастер производственного обучения, экзаменационную ведомость с указанием списочного состава группы, журнал теоретического обучения, ведомость посещаемости обучающимися занятий по данной дисциплине.
  5. К началу экзамена преподаватель готовит экзаменационные билеты, наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные докумен­ты и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене.
  6. Экзамен проводится в специально подготовленных учебных кабинетах. Экзамен принимается, как правило, преподавателем (преподавателями), который вел учебные занятия по данной дисциплине в экзаменуемой группе.
  7. С целью контроля, обмена опытом на экзамене присутствуют ассистенты из членов педагогического коллектива лицея, могут присутствовать члены администрации лицея, методист, руководители методических комиссий.
  1. Обучающиеся не допускаются к экзаменам при наличии 2 и более задолженностей дисциплинам, не выносимых на экзамен, а также при наличии неудовлетворительной оценки по дисциплине, вынесенной на экзамен.
  2. Решение о недопуске обучающегося к экзамену принимается педагогическим советом.
  3. Заместитель директора по учебно-производственной работе готовит приказ о недопуске к экзамену обучающихся, в подготовленной экзаменационной ведомости делает запись о недопуске к экзамену обучающихся, которые не выполнили необходимый объем работ по подготовке к экзамену.
  4. Неявка обучающегося на экзамен отмечается в экзаменационной ве­домости словами «не явился». Неявка на экзамен по неуважительной причине приравнивается к получению неудовлетворительной оценки.
  5. Обучающемуся, не явившемуся на экзамен по уважительной причи­не, подтвержденной документально, по его заявлению приказом директора лицея устанавливается индивидуальный график сдачи экзаменов.
  6. Консультации, экзамены по учебным дисциплинам, междисципли­нарным курсам записываются на страницах журнала учета теоретического обу­чения, отведенных для учебных дисциплин.
  7. В особых случаях при наличии уважительных причин обучающимся, имеющим более 2 неудовлетворительных оценок по ходатайству заместителя директора  по учебно-производственной работе, по решению педагогического совета может быть предоставлена возможность пересдать экзамены и ликвидировать неудовлетворительные оценки в назначенный срок.
  8. В критерии оценки уровня подготовки обучающегося на экзамене входят:
  • уровень освоения им материала, предусмотренного программой по учебной дисциплине (дисциплинам);
  • умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
  1. Обучающиеся переводятся на следующий курс при наличии оценок не ниже «удовлетворительно» по всем учебным дисциплинам, дифференцированных зачетов, по всем видам практики данного курса.

3.4. Зачет (дифференцированный зачет) - это форма контроля, при помощи которого проверяется выполнение обучающимися лабораторных работ, усвоение учебного материала практических занятий, а также прохождение учебной и производственной практики.

3.4.1.                                                  Зачет/дифференцированный зачет по отдельной учебной дисциплине/ междисциплинарному курсу как форма промежуточной аттестации:

  • которые, согласно учебному плану, изучаются на протяжении одного или нескольких семестров;
  • на изучение которых, согласно учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими дисциплинами объем часов обязательной учебной на­грузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъяв­ляются на уровне представлений и знаний.
  1. Зачеты,/дифференцированные зачеты по учебным дисциплинам про­водятся в рамках часов, отведенных на их изучение, и выставляются до начала экзамена.
    1. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выно­симым на зачет, разрабатывается преподавателем дисциплины, согласовывается с председателем методической комиссии и доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за месяц до проведения зачета.
  1. Вопросы и практические задачи должны соответствовать формам контроля знаний в соответствии с ФГОС НПО (СПО), включенным в программы учебных дисциплин. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания, в т.ч. в компьютерной форме, Интернет-тестирование.
  2. Обучающиеся, не выполнившие практические и лабораторные работы в полном объеме, не допускаются преподавателем к зачету по учебной дисцип­лине до ликвидации задолженностей в объеме и форме, определенных препода­вателем.
  3. При проведении зачета уровень подготовки обучающегося фиксиру­ется в журнале учета теоретического обучения, ведомости.
  4. Дифференцированные зачеты по практике разных видов выставляют­ся до начала экзаменов,  с учетом  отчетов обучающихся и в соответствии с качеством выполнения задач практики и ее объема.

3.5. Экзамен (квалификационный) представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей и проводится по результатам освоения программ профессиональных модулей.

3.5.1. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП (ППКРС)» ФГОС СПО.

Итогом экзамена (квалификационного) является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».

Для вынесения положительного заключения об освоении ВПД, необходимо подтверждение сформированности всех компетенций, перечисленных в программе ПМ. При отрицательном заключении хотя бы по одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».

3.5.2.  По итогам экзамена (квалификационного) возможно присвоение выпускнику определенной квалификации.

3.5.3. Условием допуска к промежуточной аттестации по профессионально­му модулю является успешное освоение обучающимися всех элементов про­фессионального модуля, включая междисциплинарные курсы и все виды прак­тики.

  1. Контрольно-оценочные средства (КОС) и контрольно-измерительные материалы (КИМ) по профессиональному модулю разрабатываются преподава­телями. Содержание заданий КОС должно быть максимально приближено к си­туациям профессиональной деятельности и направлены на решение не учеб­ных, а профессиональных задач.

КОСы и КИМы согласовываются председателем методической комиссии, утверждаются директором лицея и согласовываются с работодателем.

4. Права и ответственность участников образовательного процесса

при осуществлении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся

  1. Педагогические работники при осуществлении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся имеют право:
    • выбора формы и методики проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся;
    • выбора периодичности осуществления текущего контроля знаний обучающихся;
    • разработки критериев оценивания знаний обучающихся;
    • выбора системы отметок для оценивания качества ответа обучающегося (пятибалльная, десятибалльная, зачетная и т.д.).
  2. Обучающиеся при проведении текущего контроля знаний и промежу-точной аттестации обучающихся имеют право:
    • на планированное проведение письменных проверочных работ (не более двух проверочных работ в неделю) при проведении текущего контроля знаний;
    • на аргументированное объявление отметки за устный ответ – до конца учебного занятия, за письменный ответ – в течение семи календарных дней;
    • на проведение дополнительных индивидуальных занятий по отдельным разделам учебного предмета при неудовлетворительных результатах текущего контроля знаний;
    • осуществление повторного контроля знаний при получении неудовлетво-рительной отметки за ответ;
    • рассмотрение спорных вопросов при оценивании знаний в конфликтной комиссии, организованной в лицее.
  3. Педагогические работники несут ответственность за мотивацию выставленной отметки за ответ обучающегося.